Мнение эксперта
Экология и экономика газомоторного топлива в России
Экология и экономика газомоторного топлива в России
10 Окт
2019


В России в течение нескольких последних лет развивается инфраструктура газомоторного топлива, считающегося более экологичным. Экспертным мнением об этом процессе и его перспективах с порталом нацпроекта «Экология» поделился Владислав Карасевич, к.т.н., научный руководитель ООО «Дельта П», доцент РГУ нефти и газа, член комитета «Использование газа» Международного газового союза.

Экология и экономика 

Согласно данным Государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды в РФ» в среднем по стране вклад автотранспорта в общий объем выбросов составляет примерно 44%. Однако в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург доля выбросов от автотранспорта достигает 93%. Согласно оценкам специалистов ОАО «Газпром ВНИИгаз» перевод на КПГ 50% российского автопарка приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в 1,9 раз.

Природный газ (метан) более экологически чистый и более экономический интересный вид моторного топлива чем дизель и бензин. Для сравнения, на 1 км пробега автотранспорта выбросы в СО2 эквиваленте от метана составляют всего 120 граммов при 165 граммах у бензина и 155 граммах у дизеля.

Природный газ (метан) в компримированном виде (КПГ) стоит в 2-3 раза дешевле чем дизель и бензин, поэтому экономический эффект от замещения КПГ дизелем или газом может быть достигнут в течение 3-х лет (при переводе бензинового автотранспорта на КПГ), а затраты на топливо снижаются более чем вдвое.

В Российской Федерации в качестве моторного топлива используются природный газ в компримированном (КПГ) и в сжиженном (СПГ) состоянии, а также сжиженный углеводородный газ (СУГ, он же пропан-бутан). Природный газ значительно превосходит СУГ по своим экологическим характеристикам (выбросы оксидов азота, углеводородов, оксида углерода и безопорена).  По оценкам специалистов ОАО «Газпром ВНИИгаз» выбросы природного газа на 1 км пробега в СО2 эквиваленте составляют 120 граммов против 140 граммов у СУГ. В некоторых странах (например, в Японии) потихоньку набирает популярность водород, но его экологичность напрямую зависит от способа его производства, а экономика пока что хуже, чем у природного газа.

Что касается экономики, то если ориентироваться на данные АГНКС «МГПЗ №1» (Московская область) где продают все 3 вида топлива, то стоимость СУГ в 1,2 – 1,4 раза выше чем стоимость КПГ (в зависимости от сезона), а стоимость СПГ незначительно  превышает стоимость СУГ.

Проблема мониторинга

К сожалению, сегодня нет постоянного мониторинга экологического эффекта от перевода автотранспорта на природный газ. Оценить экологический эффект можно косвенно как по динамике выбросов от автотранспорта (на основании данных ежегодных Государственных докладов «О состоянии и охране окружающей среды в РФ») так и по динамике закупок и перевода автотранспорта.  Следует отметить, что общая доля автотранспорта на природном газе незначительна  (на 1 января 2018 года она составляла 212 тысяч автомобилей при общем числе автомобилей в РФ  более 50 млн. единиц).

Динамика и перспективы

В соответствии с данным ГИБДД МВД России, на регистрационном учете по состоянию на 01.01.2018 состояло порядка 212 тысяч автомобилей, имеющих возможность использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива. Большая часть из них 127 тыс.- легковые автомобили, 67 тыс. – грузовые и около 17 тыс. – газобаллонные автобусы.

Целесообразность полного перевода российского автотранспорта на природный газ выглядит сомнительно как минимум по двум причинам: во первых не во всех регионах РФ есть природный газ и возможность организовать его поставки, во вторых перевод автотранспорта на природный газ в крупных городах (таких как Москва или Санкт-Петербург) сталкивается с трудностями строительства АГНКС из за высокой плотности населения и жестких нормативных требований (возможно в таких городах целесообразнее развивать электротранспорт что с учетом выработки электроэнергии на природном газе почти эквивалентно переводу автотранспорта на метан).

В Государственной программе «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения» максимальные показатели перевода автотранспорта на газ составляют 50 тысяч автомобилей  в год с одновременным вводом 110 АГНКС.  На данный момент сложно говорить о более быстрых темпах роста использования природного газа как моторного топлива.

Существенной проблемой для развития автотранспорта на природном газе является несовершенство нормативной базы, прежде всего в части пожарных расстояний по сравнению с требованиями тех же ISO 16923 (для КПГ) и  ISO 16924 (для СПГ). Это может значительно (до 50%) увеличивать стоимость строительства  инфраструктуры и требует избыточной территории под АГНКС (часто таких больших площадок просто нет в наличии).  Кроме того серьезной проблемой является само получение земельного участка и зачастую разрешения на подключение к газу, эта процедура сопряжена со значительными бюрократическими проволочками.  Для увеличения же числа автомобилей на природном газе необходимо развивать заправочную инфраструктуру и сервисное обслуживание газомоторного оборудования. На мой взгляд при сложившейся ситуации существующий рост отрасли является оптимальным.

Ключевым на сегодняшний день документом по развитию использования природного газа в качестве моторного топлива является Государственная программа «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения» в соответствие с которой на поддержку развития газомоторной отрасли до 2024 года будет ежегодно выделяться до 10 млрд. рублей.


Другие мнения

Все мнения



Экспертное мнение
Все мнения