Мнения экспертов

Чтобы человек стал волонтером, надо создать для этого условия
Чтобы человек стал волонтером, надо создать для этого условия
13 Апр 2020



Одна из часто встречающихся проблем волонтеров, которые пытаются решить социальные или экологические проблемы — это поиск единомышленников. Это только кажется, что, например, проблема мусора на берегах водоёмов или исчезновение редких животных должны горячо волновать всех вокруг. Как только дело доходит до реальных действий, далеко не все демонстрируют желание помочь.


Секретами привлечения волонтеров поделился с порталом нацпроектэкология.рф Илья Разбаш, советник руководителя Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), идеолог и основатель волонтерских проектов «Вода России». Акция по уборке водоемов и их берегов от мусора «Вода России», которая проходит во всех регионах страны с 2014 года, ежегодно объединяет миллионы волонтеров, причем многие участвуют ежегодно вновь и вновь, приводя родных и друзей
.


«Что такое «Вода России»? Изначально это не добровольческая акция. Это большая государственная программа, федеральная целевая программа по развитию водохозяйственного комплекса, которая насчитывает целый ряд разных инструментов и проектов. Но в какой-то момент вскоре после старта программы мы встали перед необходимостью включения в работу по улучшению водной отрасли не только профессионалов, но и граждан. 


Мы все с вами, конечно, видели и замусоренные берега, и то, что на поверхности плавает. Те точки рекреационные, которые находятся вдоль водных объектов, превращаются в свалки. Отдыхаем мы, откровенно говоря, не очень культурно. И это катастрофа для экологии наших рек, озер и водохранилищ. У нас появилось четкое понимание, что только силами бригад наемных рабочих, дворников мы всё это никогда в жизни не уберём. 


Итак, нужно поднять на уборку людей. А как? Мы проанализировали опыт тех групп волонтеров, которые выходили на водные объекты и очищали берега. Конечно, для нас лакмусовой бумажкой было озеро Байкал. Причем до сих пор на берега озера приезжают добровольцы и со всей нашей страны, и даже из-за границы, и до сих пор проводят там довольно большое количество акций. 


Разобрав механизмы организации этих локальных волонтерских объединений, мы поняли, что очень малый процент людей готов терпеть неудобства ради благой цели. В волонтерстве, как ни странно, тоже проявляются человеческие потребности в обеспечении комфортных условий. 


Вот эту задачу мы и постарались в первую очередь решить. На федеральном уровне сделать удобный инструмент как коммуникации, так и обеспечения со стороны местных властей поддержки инициатив волонтеров. Крайне важная, казалось бы, незримая, но при этом понятная поддержка со стороны государства позволила людям на местах на более комфортном уровне организовать свои мероприятия. По сути, флаг «Вода России», который мы рекомендовали использовать всем участникам наших акций, стал удивительным пропуском в удобное и грамотно организованное волонтерство на берегах рек. В то же время флаг «Воды России», статус участника под этим брендом дает организаторам и участникам некие параметры качества. 


Многие из нас привыкли обращаться к проверенным партнерам. Есть свой электрик, свой мастер по ремонту машины, свой парикмахер. Волонтерствовать тоже лучше с надежным партнером. Ты уже знаешь своего координатора, знаешь, что все будет организовано хорошо, что будет не только полезно, но удобно, ярко и весело. И «Вода России» заслужила за время своего существования статус такого надежного партнера для инициативных групп, неважно какой величины, какого численного состава. 


Где-то мы намеренно делали эти акции «ключевыми», «показательными», с тем чтобы максимально сосредоточить вокруг них информационную поддержку, дать понять гражданам страны, что волонтерство с нами — это не сложно, это весело и познавательно. И таким образом, работая как с административной поддержкой на уровне регионов, так и с медиа-поддержкой через все доступные коммуникационные инструменты — и соцсети, и традиционные СМИ — мы доросли до уровня всенародной акции. За пять лет собрали более 5 миллионов человек. 


Но здесь количественная статистика не имеет значения. Мы не гонимся за масштабами акций. Например, в Республике Ингушетия каждый третий житель выходил на эту акцию, а в других регионах мы собирали по 10-15 человек. Порыв души человека сделать что-то доброе не должен быть ограничен рамками. 


И здесь мы подходим к ситуации, которая сложилась у нас в этом году. Конечно, «Вода России — 2020» будет совсем другой из-за коронавируса. Сегодня наша большая команда трудится над тем, чтобы разобраться в нынешних реалиях, как нам существовать в условиях самоизоляции, как проводить мероприятия, какой формат должен быть у этих мероприятий. Ведь, напомню, в прошлом году мы уже в это время активно убирались. Мы традиционно начинаем с южных регионов. Что уж говорить про 20 мая, когда отмечается День Волги. В прошлом году мы собрали в марафоне по очистке Волги более 30 тысяч человек в нескольких регионах, сделали и прямые эфиры между ними, и общение, и веселые, драйвовые программы. Была действительно огромная, как молодежь говорит, «движуха». В этом году мы лишены всех этих возможностей. 


Предполагаю, что в этом году мы сделаем упор больше на обучающие, просветительские технологии. Пока мы ограничены «кабинетными» форматами, будем учить людей быть рачительными к природным ресурсам, бережно и с любовью относиться к водным объектам. А в следующем году с новыми силами выйдем на уборки!»


Экспертное мнение
Все мнения

Документы

Все документы
Развернуть