Мнение эксперта
Инфраструктура в наших национальных парках может быть на высшем уровне!
Инфраструктура в наших национальных парках может быть на высшем уровне!
10 Ноя
2019


Туристическая инфраструктура — важнейший фактор успешного развития экологического туризма и в то же время традиционная «головная боль» многих российских ООПТ. Развитие инфраструктуры для приёма посетителей в национальных парках стало одной из ключевых задач федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология». 

Директор национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина уверен: строить уникальную, качественную и при этом природосберегающую инфраструктуру для туристов возможно. В день рождения национального парка А.Калина рассказал о планах по его развитию в рамках нацпроекта.

«Куршская коса как географический объект является частью российской, а частью литовской. Буквально недавно ЮНЕСКО подтвердило, что процесс сохранения природной территории на российской стороне Косы организован лучше, чем на литовской. Но вот инфраструктуры больше у соседей: там Коса превращена фактически в парк для отдыха.

Наша задача — избежать подобных крайностей, сохранить биоразнообразие и природное своеобразие территории, но при этом работать с туристами и сделать их пребывание в нацпарке более удобным.

Мы первые в России запустили гид по территории в виде мобильного приложения, объединяем природные достопримечательности с этнокультурными, привлекаем гостей на различные мероприятия, праздники. Введение безвизового въезда для иностранных туристов привело к тому, что если раньше у нас основная масса гостей была «туристы выходного дня», жители Калининградской области, то сейчас ширится поток посетителей из других стран.

В рамках федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» из федерального бюджета будет профинансирована организация точного подсчёта количества посетителей. Кроме того, планируется финансирование реконструкции деревянных настилов на 7 экотуристических маршрутах парка. Сегодня из-за высокой влажности мы постоянно вынуждены их ремонтировать. Освежили доски на последнем маршруте — на первом уже настил сгнил, начинаем всё сначала. Думаем о том, чтобы заменить доски на полимерные конструкции.

Наконец, федеральное финансирование мы получаем на уникальную велодорожку. Конечно, не по любому национальному парку можно прокладывать велоинфраструктуру. Но исторически сложилось так, что на Куршской косе давно проложены дороги, раньше здесь проходил крупный почтовый тракт. Мы подготовили проект велодорожки вдоль этой дороги. Проект разрабатывался с 2005 года, пришлось столкнуться со сложностями. Но в настоящее время проект уже прошёл экологическую экспертизу и находится в Главгосэкспертизе. Строительство можно начать в 2020 году.

Это то, что действительно крайне необходимо Куршской косе, люди могли бы оставлять автомобили в Зеленоградске и дальше перемещаться на велосипедах.

Такой велодорожки в России пока нигде нет. Дорожка будет иметь длину 41 км и ширину 3 метра, зимой может использоваться как лыжная трасса. Сделана будет из базальтового песка и стекловолокна. Результат — покрытие твердое, как камень, не скользкое и удобное для велосипедистов. Технология изготовления не требует отсыпки песком: прямо на почву кладётся геомембрана, а на неё выкладывается смесь толщиной всего 5 см. Дорожка полностью повторяет рельеф, оставляя у велосипедиста ощущение, что он едет по «дикой местности». Проект экологичен, не повреждает почву. При этом материал имеет срок жизни минимум 50-60 лет. Кстати, материал будет производиться на территории Калининградской области.

Вместо электрического освещения, которое беспокоило бы обитателей леса, дорожка будет иметь люминесцентное покрытие. 6-8 остановочных мест, парковок, пункты проката велосипедов дополнят велоинфраструктуру.

Важно, что после обкатки такого проекта на территории парка его смогут использовать и другие ООПТ.

Нужно подчеркнуть, что поток посетителей нельзя расширять бесконтрольно. Так, на территории НП «Куршская коса» на одной локации, на одной парковке в пиковые периоды может скапливаться до 30 туристических автобусов. В то время как оптимальное количество не более 15 автобусов туристов. Мы готовы рассмотреть дифференциацию цен: зимой дешевле, летом дороже. Ищем и иные способы регулировать турпоток. И конечно, разрабатываем схемы равномерного распределения нагрузки по экомаршрутам».


Другие мнения

Все мнения



Экспертное мнение
Все мнения