Мнение эксперта
Как решать ключевые проблемы «мусорной реформы»?
Как решать ключевые проблемы «мусорной реформы»?
18 Окт
2019


Тарифообразование, рентабельность работы региональных операторов, недовольство населения первым этапом «мусорной реформы»… Как решить эти проблемы и построить современную отрасль по обращению с отходами в рамках задач нацпроекта «Экология»? Какие разумные и эффективные наработки можно взять из-за рубежа? Об этом мы поговорили с лидером общественного экологического движения «Альянс Зеленых» Александром Закондыриным.

Тарифообразование в отрасли твердых коммунальных отходов нормативно определено Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (ред. от 13.04.2019) «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»). По общему правилу тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной календарный год и в течение этого срока не пересматриваются.

Вроде все логично, но на практике после старта «мусорной реформы» с 1 января 2019 года разница в тарифах в разных регионах различалась в 26 раз. Минимальный действующий тариф был установлен для жителей города Дагестанские огни в Дагестане. Он составлял 93,48 руб. за 1 куб. м отходов. Максимальный тариф действовал на Таймыре, в технологической зоне Березовского района Красноярского края — 2487,85 руб. При этом минимальные тарифы в Дагестане и Красноярском крае отличаются в 9,7 раз — 93,48 руб. и 905,54 руб. за 1 куб. м соответственно, а максимальные тарифы различаются лишь в 5,5 раз.

Вообще тариф для населения складывается из двух составляющих: размер тарифа регионального оператора за вывоз 1 куб. м мусора и нормы накопления отходов на человека либо за квадратный метр площади помещения.

В одном регионе может действовать минимальный и максимальный тариф операторов, поскольку регион разделен на различные зоны, в которых работают разные компании. Каждый из них обосновывает свои расходы на транспортировку и хранение мусора, которые, в том числе зависят от наличия инфраструктуры, расстояния до нее, а также инвестиционной составляющей на ее обустройство и т. д.

Вообще в России по сравнению с другими странами не самые высокие тарифы на вывоз отходов. Например, в американских городах вывоз мусора чаще всего осуществляется по единому тарифу. В среднем стоимость этой услуги составляет от 10 до 40 долларов в месяц. Стоимость вывоза и переработки мусора в ФРГ зависит от месторасположения квартиры или дома. Так, во Фленсбурге (земля Шлезвиг-Гольштейн) вывоз и утилизация бытового и крупногабаритного мусора, пищевых отходов и макулатуры обходится собственнику недвижимости или квартиросъемщику в 111 евро в год, а в Леверкузене (Северный Рейн — Вестфалия) — 481 евро. Эта сумма может доходить до 10 процентов годовых коммунальных издержек.

В Южной Корее в среднем услуги составляют не более десяти процентов от всей квитанции. Общий счет за квартплату обычно выходит на уровне 163-217 тысяч корейских вон (9400-12 500 рублей) в месяц, а средняя зарплата у корейцев среднего класса — 3,8-4,3 млн корейских вон (218-250 тысяч рублей).

В Бразилии нет единого государственного сбора на вывоз и переработку мусора. Официально эти обязанности возложены на муниципалитеты, тратящие на «мусорные» нужды средства из собственного бюджета. Для частных владений граждан с низким доходом, чья общая площадь не превышает 70 квадратных метров, установлена скидка в 50 процентов, а итоговая сумма составляет 135 реалов в год (2300 рублей). Для остальных владельцев жилых помещений — 274 реала в год (4700 рублей), для коммерческих площадей — 475 реалов (8200 рублей).

Правительству РФ и главам регионов необходимо объяснить качественные и количественные показатели результатов реформы, тогда повышение тарифов будет оправданно.

У нас большая страна и очень разное социально-экономическое развитие регионов, разный уровень доходов населения, но практически нигде не было современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Не было инфраструктуры по промышленной сортировке и глубокой переработке отходов. Во многом это советское наследие, в других развитых странах мусороперерабатывающая отрасль поэтапно строилась последние 40-50 лет, в России этим серьезно занялись только сейчас.

Старт «мусорной реформы» был очень сложным. Например, в Челябинске, год назад, в сентябре 2018 года, дворы практически утопали в горах отходов. Перевозчики один за другим в одностороннем порядке разрывали договоры на обслуживание. В Минэкологии области называли отказ компаний вывозить мусор саботажем. По мнению чиновников, таким образом предприятия, которые занимаются вывозом отходов, пытались задрать тарифы в четыре раза. Городская свалка прекратила прием нового мусора. Казалось, ситуация патовая. Но новые власти региона смогли справиться с этой ситуацией и сейчас все функционирует в штатном режиме.

Омск вызывал серьезные опасения. Омская область оказалась одним из тех провальных регионов, которые не смогли перейти на новую систему обращения с отходами с 1 января 2019 года. Причина – затянувшиеся «торги» по выбору регоператора. К тендеру в этом регионе была допущена лишь одна компания, которая получила статус «регоператора» на 10 лет, – ООО «Магнит». При этом ООО «Магнит» лицензии на обращение с отходами (от сбора и вывоза – до утилизации и размещения) не имела до сентября месяца. Как работали 9 месяцев и на каких основаниях вообще собирали с населения деньги, не очень понятно. Легальных объектов по захоронению ТКО в собственности у этого ООО тоже нет. Тариф, установленный для «Магнита», оказался самым высоким в рамках Сибирского округа. И подобных примеров в разных регионах очень много.

При этом есть и позитивные новости, в Нижегородской области недавно установили пониженный тариф на раздельный сбор отходов. Нижегородская область стала первым регионом в России, где установлен тариф на вывоз отсортированных твердых коммунальных отходов (ТКО). Плата за вывоз пластика будет в среднем на 21% меньше, чем за отходы, выбрасываемые в общий контейнер. В регионе с августа начался поэтапный переход на систему раздельного сбора мусора — до конца года в Нижегородской области установят более 2,2 тыс. желтых сетчатых контейнеров для сбора пластика, а с 2020 года раздельно планируется собирать также бумагу, стекло, металл, текстиль.

Понимая всю сложность ситуации, власти в апреле этого года приняли специальное Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2019 года №446 «Об изменениях в порядке ценообразования в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами», направленное на снижение платы граждан за вывоз ТКО, что особенно важно для тех регионов, где существенную часть платы составляют расходы на их транспортирование, обеспечение возможности пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО в случае соответствующего предписания контролирующих органов.

Одним словом, должен действовать дифференцированный подход к практической реализации «мусорной реформы», учитывающий специфику различных регионов.

Средняя собираемость платежей за вывоз мусора по итогам 1 полугодия составляла порядка 50%, в некоторых регионах она 20-30%. Это ведет к возникновению кассовых разрывов у региональных операторов. А для некоторых угрожает банкротством в самое ближайшее время. Конечно, искусственно можно удерживать рост тарифов на краткосрочный промежуток времени, вводить специальные меры государственного регулирования и т. д., но это не долгосрочная стратегия.

Также необходимо понимать, что во многом проблема состоит в непрофессионализме самих региональных операторов (у многих нет опыта работы в сфере отходов) и ошибок со стороны региональных чиновников, которые приняли малореалистичные территориальные схемы обращения с отходами и неправильно посчитали тарифы. Сейчас придётся совместно проводить работу над ошибками.

Идея снижения тарифов за счет сокращения накладных расходов региональных операторов и региональной специфики (плотность населения, расстояния, уровень социально-экономического развития), безусловно, правильная, но реальная экономия должна произойти за счет уменьшения объема образования отходов.

Самое эффективное — это внедрение раздельного сбора отходов, который позволяет достаточно быстро уменьшить объем образования отходов на 20-25% и создать условия для их качественной промышленной сортировки и переработки. Стимулировать нужно раздельный сбор отходов, промышленную сортировку и их глубокую переработку. Дать экономический стимул для граждан: стоимость вывоза отходов при внедренном раздельном сборе должны быть в 2 раза ниже, чем при старой системе. Компенсация этих доходов произойдет за счет увеличения объема вторичной переработки. В итоге выиграют все: у населения снизится тариф, предприниматели получат вторсырье, а государство уменьшит объем отходов, которыми завалены мусорные полигоны по всей стране.

Я считаю, что должна быть создана максимально прозрачная система работы, начиная от формирования самих тарифов и до практической деятельности региональных операторов по сбору, транспортировке, сортировке, переработке и утилизации отходов.

Необходимо активно привлекать общественные организации в работу по общественному контролю за деятельностью региональных операторов. Может быть, в некоторых «проблемных регионах», таких как Подмосковье или Архангельская область, стоит сформировать специальные наблюдательные советы при региональных операторах и пригласить в них авторитетных экологов-общественников, чтобы в системном режиме следить за реализацией реформы.

Но без большой информационной кампании, разъяснительной работы не удастся построить современную отрасль по обращению с отходами. Граждане должны понимать, что мусор — это вторичные ресурсы и необходимо бережно относиться к экологии своего региона.


Другие мнения

Все мнения



Экспертное мнение
Все мнения