Мнения экспертов

"Об отмене процедуры оценки воздействия на окружающую среду и речи идти не может"
"Об отмене процедуры оценки воздействия на окружающую среду и речи идти не может"
14 Дек 2019


Минприроды заверило общественность, что процедура оценки экологического воздействия промышленных объектов на окружающую среду не исчезла в связи с реализацией механизма "регуляторной гильотины". Этот механизм призван облегчить жизнь бизнес-сообщества с помощью пересмотра надзорных требований и отсечения нормативных актов, которые тормозят развитие. Экологи беспокоятся, что в процессе "регуляторной гильотины" мы лишимся и законодательно закрепленной процедуры оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС), которая была утверждена почти двадцать лет назад. По мнению Ярослава Князева, эксперта общероссийской общественной организации "Зеленый патруль", такого развития событий быть не может и, наоборот, Минприроды намерено усилить роль ОВОС:

"На мой взгляд, об отмене процедуры оценки воздействия на окружающую среду и речи идти не может, так как это приведёт к экологическому хаосу, что совершенно противоречит последним изменениям в части природоохранного законодательства и государственной политике в части презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности. Насколько я знаю, в Минприроды намерены усилить роль ОВОС и экологической экспертизы в принятии решений о реализации проектов, так или иначе затрагивающих окружающую среду. 

Министерство подготовило и внесло в правительство законопроект о внесении изменений в закон "Об охране окружающей среды", сейчас он дорабатывается с учетом оценки Государственно-правового управления Президента. На мой взгляд, повышение статуса ОВОС с приказа на закон было бы логично, естественно, с доработкой в соответствии с реалиями и с современными технологиями.

Реалии таковы, что данная процедура для небольшого предприятия может стать заградительной, а большое способно манипулировать данной процедурой, зачастую при помощи или попустительстве местных администраций. К сожалению, общественные слушания, являющиеся частью данной процедуры, - это тот самый краеугольный камень. С одной стороны, большая часть общественности не имеет достаточного образования, чтобы понять, насколько реальна экологическая угроза, и тут не чистые на руку "экологи" могут не фактами, а эмоциями мотивировать людей к нулевому варианту реализации той или иной деятельности. Или, наоборот, сотрудники проектной организации совместно с сотрудниками предприятия могут ввести в заблуждение или вообще напрямую заставить местное население проголосовать за сомнительный с точки зрения экологии проект. 

Я бы тут предложил правительству совместно с ЦИК, операторами связи и площадкой "Госуслуги" разработать подраздел в личном кабинете площадки "Госуслуги", в котором в заранее установленные сроки будет выкладываться вся проектная документация и сопутствующие документы, а процедура общественных обсуждений, замечаний к проекту и так далее, также будет смещена в область интернета, особенно в части голосования. Оповещение же жителей, на мой взгляд, должно быть не только посредством местной газеты, а также посредством "Госуслуг" и операторов связи. Таким образом, государство сможет обкатать технологии электронного голосования, а принцип гласности, заложенный в 372 приказе, заработает в самую большую силу, сведя на нет недобросовестность некоторых местных администраций в вопросах принятия решения по общественным слушаниям. 

Также общедоступный электронный и своевременный доступ к технической документации проекта, на мой взгляд, будет лучше всего соответствовать идеям внедрения НДТ, так как профессионалы, оценивая проекты, смогут вносить свои предложения и технические решения".


Экспертное мнение
Все мнения

Паспорт проекта