Мнение эксперта
Решения по тарифообразованию в сфере обращения с ТКО должны контролировать общественники
Решения по тарифообразованию в сфере обращения с ТКО должны контролировать общественники
15 Окт
2019


Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член Общественной палаты РФ, прокомментировала для нашего портала негативные моменты тарифообразования в сфере обращения с ТКО: завышенную стоимость для граждан, непонятные для населения скачки цен, отсутствие горячих линий, которые были декларированы региональными операторами.

Если говорить про расчет нормативов и тарифов на обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в регионах, то сейчас можно сказать, что зачастую принятые территориальные схемы обращения с отходами, а также рассчитанные на их основе тарифы и нормативы были не совсем точны. Отчасти это произошло потому, что методики были не совершенны. О том, что эти расчеты вызывают вопросы, можно судить хотя бы по тому, что, например, нормативы накопления отходов в разных регионах могут различаться в десятки раз. Трудно себе представить, что жители Анапы мусорят в десять раз больше, чем жители Дагестана.

Кроме того, экономически обоснованные тарифы не всегда было возможно применять, особенно это касалось жителей сельской местности, где себестоимость вывоза мусора объективно высока. Тем более что до этого многие селяне за вывоз мусора не платили вообще.

Несмотря на попытки сдерживать тарифы, реформа все равно обернулась ростом платежей для граждан. В январе 2019 года НП «ЖКХ Контроль» провел общественный мониторинг хода реформы. Мы проанализировали около 500 платежек из разных регионов и выяснили, что в 68 % случаев плата за мусор с введением новой системы увеличилась. По замыслу авторов реформы одновременно с появлением новой строки «обращение с ТКО» должна была уменьшиться плата за содержание общего имущества (раньше вывоз мусора включался в состав этого платежа). Однако, как свидетельствует тот же анализ платежек, примерно в 45% случаев плата за содержание общедомового имущества не уменьшилась, а в 14% — даже увеличилась. Нет механизмов перерасчета за неоказанную услугу. Там, где регион использует расчет по квадратным метрам, люди вынуждены платить за все помещения, которые находятся у них в собственности. При этом неважно – проживают ли они в них, производят мусор или нет. В случае, если расчет стоимости услуги идет по количеству проживающих в помещении, собственники также оплачивают услугу в тех помещениях, в которых никто не зарегистрирован. Все это вызывало законное возмущение населения.

К весне волна народного возмущения привела к волевому политическому изменению тарифов по целому ряду регионов. Безусловно, формирование тарифов по политическим основаниям не прибавляет ясности в расчетах и не способствует экономическому благополучию отрасли. Каждая услуга должна стоить столько, сколько она реально стоит, а дальше уже надо смотреть, кто не в состоянии ее оплачивать, и поддерживать малоимущих, использовать институт жилищных субсидий и т. п. И, безусловно, мы должны оплачивать только тот мусор, который произвели. То есть мы должны двигаться в направлении оплаты ТКЛ «по фактическому потреблению». На этом настаивали и Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев, и заместитель председателя Правительства А.В.Гордеев, подготовлены соответствующие поправки в 354 Постановление Правительства «Правила предоставления коммунальных услуг». Так что есть надежда, что платежи граждан и юридических лиц будут коррелировать с теми объемами мусора, которые они производят. И возникнут стимулы уменьшать эти объемы, начинать массовое внедрение раздельного сбора мусора…

Однако сегодня введение оплаты «по фактическому потреблению» зависит от регионов, а они такие решения не торопятся принимать, в том числе и потому, что технически их реализовать не всегда просто. Сегодня возможность оплаты по фактическому потреблению существует только для юридических лиц, в том числе – ТСЖ. Однако воспользоваться этим правом потребителям бывает очень сложно. Операторы по обращению с ТКО всячески тормозят заключение таких договоров, предъявляют потребителям требования, не предусмотренные законом.

Реформа ТКО находится в зоне пристального внимания общероссийской сети общественного контроля в сфере ЖКХ. В наши приемные за квартал поступает порядка 6-8 тысяч обращений, и в этом году мы зафиксировали резкий рост обращений по ТКО. Порядка 12% было в первом квартале, во втором квартале 11%, а в третьем – 5,6%. То есть накал снижается, но есть масса жалоб в связи с некачественным оказанием услуги, а также вопросы по начислениям. Поэтому мы консультируем граждан и оказываем помощь в решении конкретных проблем.

В ряде регионов общественники проанализировали территориальные схемы обращения с отходами и выявили в них целый ряд системных недостатков, активно проводят общественные проверки, связанные с выполнением регоператорами своих обязательств по вывозу мусора, отдельно анализировалась информационная открытость этих игроков рынка. Во многих регионах она явно недостаточна, люди не могут получить внятные ответы на свои вопросы, а иной раз просто дозвониться до регоператора. У нас есть и другие общественные практики, например, в Алтайском крае общественники взяли на себя функцию по отработке вместе с региональными операторами новых технологий по переработке мусора. В Хабаровском крае, в Ярославской области ведется большая работа по экологическому просвещению, развивается тема раздельного сбора мусора.


Другие мнения

Все мнения



Экспертное мнение
Все мнения