Мнение эксперта
Тарифы на ТКО берутся не «с потолка»
Тарифы на ТКО берутся не «с потолка»
17 Окт
2019


Одной из резонансных тем последних недель остаётся справедливость и эффективность тарифов за вывоз и утилизацию ТКО. Своим экспертным мнением на эту тему с нашим порталом поделился исполнительный директор Ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

При запуске реформы первыми региональными операторами казалось, что существовавшие тогда подходы при установлении тарифов были достаточными. Но в ходе работы оказалось, что отдельные положения требуют корректировки. Тогда достаточно быстро были инициированы и приняты поправки в Основы ценообразования и Методические указания. Они предусматривали включение в необходимую валовую выручку расходов на приобретение контейнеров и бункеров, на получение банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению, учет расчетной предпринимательской прибыли регионального оператора, а также возможность превысить отыгранную необходимую валовую выручку при определенных условиях.

Сейчас мы видим потребность в том, чтобы учитывать и расходы на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, доходы от продажи вторичных материальных ресурсов при осуществлении деятельности по обработке ТКО. Кроме того, расчетную предпринимательскую прибыль регионального оператора следует определять исходя из объема необходимой валовой выручки. Необходимо учитывать и проценты по лизингу и прогнозные тарифы в отношении объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО при установлении единого тарифа на долгосрочный период регулирования.

Должно также учитываться восстановление сумм НДС при установлении тарифов в области обращения с ТКО. Нужно отменить требования о непревышении величины тарифов без учета НДС в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета НДС во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря при установлении органами регулирования единых тарифов на услугу региональных операторов на 2020 год.

Дело в том, что изменения в налоговом законодательстве, касающиеся обязательного освобождения региональных операторов от уплаты НДС, привели к тому, что у региональных операторов возникает обязанность по восстановлению сумм НДС, правомерно принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам. Сейчас региональные операторы оценивают последствия. По предварительным данным, сумма НДС, подлежащая восстановлению, в среднем составит от 4 до 10% от прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора на 2020 год. При этом в рамках действующего тарифного регулирования учесть эти суммы затруднительно. Кроме того, для региональных операторов, применяющих общую систему налогообложения, единые тарифы на первое полугодие 2020 года не должны превышать единых тарифов, действовавших на 31 декабря 2019 года (без НДС). Для второго полугодия 2020 года будут применены положения Основ формирования индексов, что не позволит учесть входящий НДС в полном объеме – будут образованы «качели». Таким образом, в этой части мы прогнозируем убыток в среднем около 6-8% от прогнозной необходимой валовой выручки на 2020 год.

В условиях неопределенности относительно мер государственной поддержки невозможно оценить, какая часть расходов на создание инфраструктуры не будет учитываться в единых тарифах. При этом в большинстве случаев учет «новых» расходов невозможен без корректировки Основ формирования индексов в части исключения из расчета предельного индекса вносимой гражданами платы за услугу по обращению с ТКО. С учетом специфики развития отрасли обращения с ТКО инфраструктура будет формироваться около трех лет.

Мы предлагаем не применять предусмотренный Основами формирования индексов подход до 2023 года, что соответствует сроку установления единых тарифов методом индексации на три года в отношении большинства региональных операторов.

Каждый субъект в рамках действующего законодательства наделен полномочиями по применению различного рода льгот. Сейчас сложно оценить эффективность применяемых в регионах мер поддержки, так как прошло слишком мало времени. Думаю, что эффект от действий властей в регионах в этой части будет очевиден в марте-апреле 2020 года.

Конечно, массовое снижение тарифов на ТКО опасно для финансовой устойчивости региональных операторов по обращению с ТКО. Организации, которым был присвоен статус регионального оператора по итогам конкурсного отбора, рассчитывали на определенные целевые показатели (отыгрывалась максимальная приведенная стоимость услуги на срок действия соглашения с регионом). К сожалению, особенности тарифного регулирования не позволили в отдельных случаях учесть прогнозные расходы, необходимые для осуществления региональными операторами своей деятельности. Кроме того, действующее тарифное регулирование предусматривает вариативность оценки экономической обоснованности подтверждения заявляемых расходов, предоставления необходимых документов. Выборочный анализ предписаний об устранении выявленных нарушений при установлении единых тарифов свидетельствует о целесообразности в большей степени применения в схожих ситуациях единообразных подходов при применении того или иного положения действующего законодательства, что облегчит процедуру установления единых тарифов органами регулирования тарифов, а также позволит региональным операторам заранее формировать предложения об установлении тарифов с учетом сложившейся практики.

То есть применяя положения тарифного регулирования, обоснованность заявляемых расходов в отдельных случаях может быть поставлена под сомнение.

Снижение стоимости услуг региональных операторов приводит к образованию кредиторской задолженности, дестабилизирует деятельность региональных операторов, негативно влияет на их финансовую устойчивость. При таком сценарии (массовое снижение единых тарифов) могут быть негативные последствия в краткосрочной перспективе.

Приказ (постановление) органа регулирования тарифов об установлении тарифов является нормативным правовым актом. Таким образом, на него распространяются положения о разработке проектов актов. Предусмотрен ряд процедур, когда заинтересованные лица вправе представить свои предложения. Они являются достаточными. Считаю, что иные меры, которые могли бы относиться к общественному контролю, нецелесообразны.

 


Другие мнения

Все мнения



Экспертное мнение
Все мнения