Мнения экспертов

Высшие учебные заведения могут быть драйверами экологического развития городов и регионов
Высшие учебные заведения могут быть драйверами экологического развития городов и регионов
21 Май 2020


Многие российские высшие учебные заведения находятся на пороге перехода полноценной интеграции принципов устойчивого развития в свою деятельность. Такое мнение высказал Пётр Кирюшин, к.э.н., директор по развитию Центра биоэкономики и эко-инноваций экономического факультета МГУ, руководитель магистерской специализации «Менеджмент биотехнологий» ЭФ МГУ и со-основатель проекта «ВузЭкоФест». Эксперт считает, что «зеленые» вузы могут быть драйверами экологических перемен в окружающем их пространстве. О трендах развития высших учебных заведений и открывающихся возможностях, Пётр Кирюшин рассказал в ходе совместной веб-конференции АНО «Экспоцентр «Заповедники России» и Агентства стратегических инициатив.

«В последнее время в вузах формируются инициативные студенческие группы: сообщества, эко-клубы, «зеленые» студенческие организации. Пять-десять лет назад их практически не было, а сейчас они есть уже во многих вузах. Некоторые примеры:  ЭкоГильдия МГУ, ЭкоМИФИ, Зеленая Вышка, MGIMO Goes Green, Good x Green MARHI, наш проект ВузЭкоФест, который организуется некоммерческой организацией «Территория устойчивого развития». Студенты какие-то акции организуют, собирают макулатуру, внедряют раздельный сбор. И часто у преподавателей и сотрудников такое ощущение: молодцы, хорошее дело делают, но к нам и к вузу в целом это имеет косвенное отношение, это такая допактивность, внеучебная деятельность.

На самом деле, если мы посмотрим на ведущие мировые вузы, такие как Гарвард, Оксфорд, Массачусетский технологический институт, то мы увидим, что идея экологически устойчивого развития очень конкретно интегрирована в их повестку. Можно зайти на green.harvard.edu и увидеть, какие направления реализует вуз. Это и «зеленые» лаборатории, где разрабатываются инновационные решения, и экологичные пространства, и раздельный сбор, и финансирование экологических инициатив, и гранты, и поощрение командной деятельности, и много другое. И это тренд для многих ведущих мировых вузов. 

Есть достаточно известная в вузовских кругах организация, которая называется The International Sustainable Campus Network, то есть Международная сеть кампусов с устойчивым развитием. Она включает в себя ряд ведущих вузов, и эти вузы ежегодно посылают туда отчеты о своих достижениях в области устойчивого развития. Эти отчеты представляются на таких мероприятиях, как Давосский экономический форум. Это организация высокого уровня, и администрации вузов рады участвовать в подобных проектах.

Соответственно, получается, что «зеленый» университет это не только про «зеленый» кампус и студенческую активность. Это про широкую интеграцию экологически устойчивого развития во все виды деятельности вуза. Мы видим и студенческую активность (создание «зеленых» групп, проведение мероприятий), и стимулирование экологических инновационных разработок, и правильное образование с точки зрения формирования экологического лидерства и эко-профессионалов, которые могут создавать «зеленые» бизнесы, «озеленять» существующие организации и так далее. И все это увенчано администрированием – есть специальные офисы и структуры, которые занимаются именно устойчивым развитием вуза. И, конечно, это инфраструктура. У того же Гарварда новые здания сертифицированы по «зеленым» стандартам, благодаря которым строения оказывают меньше негативного влияния на окружающую среду. Они максимально комфортны – в них учишься, работаешь, и меньше устаешь. 

«Зеленая» повестка – это гораздо шире, чем просто «зеленый» кампус и проявления студенческой активности. Это системный подход и один из трендов развития вузов. Почему, на мой взгляд, эта тенденция будет развиваться? Потому что, во-первых, сейчас есть растущий спрос на экологичность со стороны студентов и все чаще со стороны сотрудников вузов. Во-вторых – это международный тренд. В-третьих – вузы очень чувствительно относятся к рейтингам. Есть специальные «зеленые» рейтинги вузов. Известные российские вузы гордятся тем, что занимают в них какие-то места. А еще есть мировые рейтинги, такие как Times Higher Education, которые уже тоже формируются с учетом устойчивости, экологичности вузов. Плюс вузы будут «зеленеть», потому что это новая модель развития – переход от идеи того, что есть преподаватель, который транслирует знания своим студентам, к совместной работе. Вуз становится точкой притяжения и энергии молодежи, и экспертизы преподавателей, и внешних структур. Из этой синергии рождаются новые проекты и молодые лидеры, а сам вуз развивается.

Это международный тренд, но у России здесь, может быть, даже больше возможностей. Почему в мире «зеленеют» вузы? Потому что там вся среда вокруг вузов уже более устойчивая. А у нас часто наоборот. Вузы – источники экологического лидерства, которые могут вокруг себя менять городское пространство. Вуз достигает верхнего уровня экологичности, когда появляются структура, стратегия устойчивого развития и человек, который за это отвечает. Я думаю, мы скоро перейдем к этой стадий, то есть перейдем от инициатив снизу к вовлечению сотрудников и администрации.

Я знаю несколько ярких примеров, когда экологические инициативы, зародившиеся в вузе, перерастали во что-то большее. Например, проект «Чистое дело», основанный студентами МФТИ для внедрению раздельного сбора у себя в университете, перерос в общегородской проект. Сейчас это такое социальное предпринимательство, экологический бизнес. Есть еще один проект. До последнего времени единственным местом, куда в России отправлялись батарейки на переработку, был завод в Челябинской области – Мегаполисресурс. Насколько мне известно, из разговора с основателем этого проекта, все началось с диссертации и работы со студентами. То есть это академическая инициатива. И третий пример… Мы все знаем Всемирный фонд дикой природы. В России есть несколько известных людей – Евгений Шварц и Игорь Честин – связанных с фондом, которые в свое время участвовали в дружине охраны природы МГУ. Была такая школа экологического лидерства, которая начала формироваться в 60х годах при вузах. Лидеры взрощенные в дружинах охраны природы, способствовали формированию экологической повестки в нашей стране. 

Что могут делать вузы? Это и проекты, и технологии, и лидерство, и изменение культуры. Вуз может не просто «зеленеть», а стать драйвером экологического развития. Наверное, многие видели интервью Юрия Дудя, где он рассказывает про Кремниевую долину, про структуру созданную вокруг Стэнфордского университета, про то, что там были какие-то ребята, которые что-то начали в гараже делать. По моим ощущениям, экоактивисты и эколидеры, которые создают свои проекты –  это начинающие Стивы Джобсы и Цукерберги, которые создают какие-то новые решения. Мы мыслим категориями продуктов, которые закрывают определенные потребности, но сейчас же основные вызовы связаны с тем, что мы должны экосистему сберечь, не допустить глобальных катастроф. Энергия может быть направлена в это русло. 

Есть примеры, когда вокруг вузов выстраивалась экосистема и они меняли целые регионы, оказывали колоссальное влияние на окружающее пространство. А есть примеры, когда города сами менялись. Я некоторое время жил в Швеции. Там есть промышленный город Мальма. Думали, что делать, и сделали экологичный район с использованием «зеленых» технологий, «зеленого» строительства, энергоэффективности, солнечных панелей, автобусов на газе и тд. Получилось такое ВДНХ в сфере «зеленых» технологий. Приезжающим показывают, что можно взять такое пространство и колоссально переделать его. Там есть университет, который специализируется на этой урбанистической истории. У меня есть ощущение, что вузы могут стать такими элементами кластеров трансформации городов и регионов». 

Фото (с) ВузЭкоФест


Экспертное мнение
Все мнения

Документы

Все документы
Развернуть